Баня



Баня — помещение, оборудованное для мытья человека с одновременным действием воды и горячего воздуха (в турецких и римских банях) или пара (в русской и финской бане). Часто в это понятие вкладывается весь комплекс действий, осуществляемых человеком в бане или связанных с ней.

Очиститительная функция бани лежит в основе свадебных ритуальных действий:

Свадебный ритуал девичьей бани сопровождается особыми банными причитаниями, с которыми подруги невесты в "теплой подвенешной паруше" "смывали" ее "девью красоту" (т. е. происходила утрата статуса девушки, символизировавшая начало перехода в др. половозрастную группу). Ритуальная значимость бани подчеркивалась в свадебных песнях-причетах ее неординарной атрибутикой: каменка там "жемчужная", "полочки хрустальныя", "веничек шелковый", особым протапливанием (из лучины; семи сортов дерева) и водой ("ключевой"; с 12 колодцев). В некоторых местностях устраивалась "женихова баня".

Ритуал свадебной бани молодых, происходил на 2-й или 3-й день после венчания и завершался подношением от родителей молодой банника — завязанной в скатерть еды (пирога).

Находясь на периферии освоенного человеком пространства, баня в силу своей маргинальности (входя туда, следовало снимать крест и пояс) служила местом как изоляции "нечистой" роженицы, так и общения с нечистой силой в новогодних гаданиях, когда девушки сеяли золу и насыпали ее отдельными кучками возле печи, чтобы затем по характеру следов на них узнать о суженом (стоя у чела печи, просить суженого погладить). Родильный обряд начинался пространственным перемещением роженицы в бане, где повитуха производила ее дородовые приготовления — "распаривала и размягчала кости", послеродовое купание новорожденного с заговором и "правку" родильницы.

В народной медицине баня играла ведущую роль: парная баня с березовым веником считалась лучшим способом лечения лихорадки, простуды, ломоты ("баня парит, баня правит") и вспомогат. средством при мн. др. заболеваниях.

По восточнославянской мифологии в бане обитает разновидность домового духа — банник. Таким образом, появилось представление о "поганой" (т. е. нечистой) бане, посетив которую запрещалось идти в церковь.